Цитирую отрывки из
очень интересной статьи про"исчезающие города":
“Из сосуда времени вырвались шайтаны смятения…”
Что-то серьезное и неотвратимое происходит вокруг с огромной разрушительно-созидательной энергией. Тексты Cанджара Янышева и Дины Рубиной об исчезающем Ташкенте лучше иных культурологических и искусствоведческих изысканий говорят об этом. Речь идет о фронтальном и фатальном изменении культуры. Точнее, той ее части, которую еще сохраняют в себе поколения живущих в возрасте от 30 и старше. Их эпоха уходит, или точнее — “их эпоху уходят”, а вместе с ней и культуру, уходят при жизни живых поколений. Культуру многонациональных и многоязычных городов, “южного вавилонства” (по выражению Дины Рубиной о Ташкенте), безалаберных и неустроенных, с точки зрения среднеевропейского бытостроительства и мелкотравчато-товарного буржуазного образа жизни. Городов со своими потаенными нишами для первородных форм ютящейся жизни (Андрей Платонов), формами человеческого общения и общежития, скромными потребностями.
...
Разрушение и исчезновение города — очень давняя и “хорошо разработанная” тема. Еще задолго до них (“ферганцев”, “ташкентцев”) расставались со своими городами и скорбели о том многие поколения просвещенных людей. Герат начала XVI века. Передел и распад прежних государственно-политических образований привел к распаду единого культурного пространства. Для людей творческих профессий, для просвещенной прослойки общества это было время сложного выбора: остаться в мире уходящей культуры и исчезнуть вместе с ним, покинуть пределы страны, в частности ее столицы Герата (отправившись в Индию, Османскую Турцию, другие страны и города), перейти на службу новой власти — к сефевидам в Иран (в центры — Табриз, Казвин, Исфахан и др.) либо к кочевым узбекам в Мавераннахр (в основном — в Бухару). Трагедийность этой ситуации — распад гератского культурного сообщества — ярко описана современниками происходившего. Один из свидетелей, историк Зайн ад-Дин Васифи, пространно, в художественной форме, с многочисленными поэтическими вставками описал в своем сочинении “Удивительные события” (“Бадаи‘ ал-вакаи‘”) момент расставания людей культуры и искусства, прибывших из Герата к берегам Амударьи. Вот лишь один небольшой фрагмент из этого документального и высокохудожественного текста: “На берегу реки Джейхун [Амударьи. — А.Дж.] рыдания, плачи и стоны достигали зенита небосвода, [так что] ты сказал бы, настал День воскресения из мертвых. Каждый из совершенных людей принимался читать стихи, соответствующие моменту, сопровождая их рыданиями [выделено мной. — А.Дж.]. /…/ На берегу реки они обнимали друг друга, и каждый отправлялся в свою сторону”.
* * *
Вот казалось бы написано про Ташкент, Фергану там ... А вот мне кажется, что Москва нынче тоже такой же исчезающий город, если не вся русская культура от Пушкина, Достоевского и Толстого ... . Увы.