sted_ats_02: (Anatoly_барельеф)
[personal profile] sted_ats_02
В ответ на комментарий одного моего френда к одному из моих предыдущих постов, не удержался и решил поместить еще один отрывок из книжки Павла Степановича Назарова, которую сейчас читаю:

Моя первая экспедиция была в горные леса в долине реки Чу и в долине ее притока реки Кебен. Был славный сентябрьский день, когда мы выехали из города и направились на восток.

Лошади были свежие и шли хорошим шагом живой рысцой по ровной дороге, и легкая повозка легко катилась по ней. Я чувствовал душевное оживление и с интересом осматривал окрестную природу, плохо мне знакомую. Слева от меня была Чу со своими заливными лугами и зарослями; справа резко и ясно  выделялись горы в чистом утреннем воздухе, их снежные гребни блестели, как литое серебро, пересекаемые темными и таинственными расселинами многочисленных ущелий. После проезда через несколько русских поселков с их неизбежными топями грязи мы выехали на небольшое возвышение, покрытое обширными руинами древнего города Баласагун. В сухой, глинистой и бесплодной почве я мог ясно различать следы улиц и мест, где когда-то стояли дома, оросительные каналы и здания большого размера. Довольно хорошо были различимы остатки городской стены, башен, крепостных стен и дворцов. В средние века это был густонаселенный и процветающий город, с массой садов и красивых зданий, ведший торговлю с Западной Европой на западе и с далеким Китаем на востоке. Его склады были заполнены дорогостоящими товарами, восточными украшениями и другими богатыми сокровищами … . Но в двенадцатом веке после долгой и упорной осады город был взят и разграблен каракитаями , пришедшими с востока. Более сорока тысяч жителей города, включая женщин и детей, были уничтожены на улицах Баласагуна; земля была пропитана кровью, и однажды процветающий город превратился в кладбище и пустыню, и так это все и пролежало восемьсот лет среди богатой и плодородной природы. Очень часто среди развалин находят захороненные там интересные вещи, особенно после сильных дождей, такие как древняя посуда, произведения искусства, драгоценные камни и украшения. К счастью, сухая почва на возвышенном холме, на котором стоял город, ревниво скрывает эти археологические сокровища от грабителей в пользу будущих поколений, так же как она предохранила их от варварства русских крестьян и от жадности самых отъявленных грабителей, коммунистов.

...

Когда я въехал в большое и процветающее русское село Ивановка, где я остановился, чтобы достать чего-нибудь поесть, и дать отдохнуть лошадям, я был удивлен, найдя там атмосферу всеобщего веселья. Мужчины и женщины гуляли по улице под руку; со всех сторон эхом раздавалось дикое пение, и то здесь, то там раскачивались пьяные люди, в то время как другие лежали в полной неподвижности, мирно спя на земле на берегу канала, а другие, промокнув до нитки и цепляясь за забор, после валяния в грязи и омерзительной слизи, выбирались, ругаясь, с трудом из каналов, в которые они, очевидно, свалились, перенеся этот случай с легким сердцем и … головой.


Воздух был наполнен пьяными криками, похабными песнями и грязными ругательствами, весьма характерными для русских крестьян. Очевидно, какой-то грандиозный праздник был в самом разгаре, и вся эта сцена являла разительный контраст с печальным и депрессивным городом, который я покинул. Во многих домах там наблюдалась большая активность, женщины оживленно болтали за большими грудами арбузов, которые они разрубали и бросали куски в чаны …


«Что за внеочередной праздник у вас тут?» — спросил я хозяйку почтовой станции, где я остановился.


«Праздник? Нет никакого праздника», — ответила она презрительно. «Они гонят самогон из арбузов уже три недели и напиваются. Им удалось сделать своего рода водку из арбузов, и таким образом теперь они бросили заниматься чем-либо еще».


«И как долго это теперь будет продолжаться?»


«Естественно они не остановятся, пока не перегонят все арбузы в водку. Боюсь, что они собираются пить и гудеть еще весь следующий месяц …».


Добрая женщина дала мне несколько великолепных яблок и не хотела брать никакую плату за них.


«Вы знаете, у меня здесь есть работа», — сказала она, — «я работаю сторожем в управлении комиссии ирригационного канала, и я получаю большую зарплату, и чаевые еще, возможно больше чем вы».


«Я получаю одну тысячу двести рублей в месяц», — сказал я ей.


«Ха! А я получаю три тысячи шестьсот».


«Да ведь это больше, чем у нашего начальника; он получает две тысячи в целом. А что за работу, за которую вы так много получаете?»


«Мне платят не за работу, а на нужды моей семьи; у меня четверо детей. Работы у меня не много; я должна только зажигать лампы и протирать пол, и не очень много. Хотя, я испортила их. Я протираю его раз в неделю», — сказала она с веселым смехом.

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

sted_ats_02: (Default)
sted_ats_02

April 2017

S M T W T F S
      1
23 45678
910 1112131415
16 1718 19202122
2324 25 26 27 28 29
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 30th, 2025 07:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios